top of page
Поиск

Как жили в прошлом веке

  • Историческая
  • 20 окт. 2016 г.
  • 3 мин. чтения

Апатиты. У каждого времени свои отличительные признаки. Их можно изучать по документам и фотографиям в архиве, а можно – по вещам, которые были в обиходе у жителей страны. Сегодня мы расскажем о повседневном быте горожан 50–80-х годов прошлого века.

У витрин книжного магазина, 1971 г. (фото из Государственного архива Мурманской области в г. Кировске)

В послевоенные годы в Мурманскую область возвращались многие эвакуированные, одновременно прибывали и целые партии новосёлов. В середине прошлого века (с 50-х по 70-е годы) численность населения Кольского полуострова увеличивалась «ударными» темпами – ежегодно в среднем на 24 тысячи человек.

Этому способствовало развитие производительных сил края – на строительство новых индустриальных городов прибывало много добровольцев. В Апатиты приезжали в основном по распределению работать на строительстве городских и промышленных объектов, на горнодобывающем предприятии «Апатит» или же в Кольском филиале Академии наук СССР (как раз в 60-е годы началось строительство Академгородка). Учёные, геологи прибывали в основном из Ленинграда и Москвы, в то время как многие представители рабочих специальностей – из сельской местности разных регионов страны.

Переезжали чаще налегке. Те, кто прибыл в Апатиты в 50–80-х годах, рассказывают, что советское государство давало им ощущение стабильности. Люди не боялись переезда на новое место, будучи уверены, что государство о них позаботится: им дадут общежитие, а потом квартиру, предоставят работу. Вероятно, это обстоятельство и стало причиной того, почему большая часть переселенцев приезжала практически без вещей, «с одним чемоданом», начиная быт с нуля. К тому же многие не планировали надолго здесь оставаться, намереваясь лишь подзаработать и вернуться на родину.

Советские власти разными способами привлекали людей на строительство молодого города. Высокая заработная плата, дополнительные льготы и надбавки для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не только манили переселенцев, но и удерживали их здесь. Притоку людей способствовало и быстрое развитие социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, относительно хорошее снабжение населения потребительскими товарами. Но едва ли не самое главное – возможность получить жильё. Массовое жилищное строительство, без сомнения, способствовало улучшению жизни апатитчан. А наличие собственной квартиры стимулировало потребность заполнить её новыми предметами обихода.

По советским меркам, северяне считались достаточно обеспеченными людьми. Не случайно про тех, кто уезжал на Север, говорили: «поехал за «длинным рублём». Однако советская экономическая система распределения товаров и услуг ставила и быт апатитчан в условия постоянного дефицита. Если в магазины и «выкидывались» товары, то они были, по воспоминаниям, «безликими», «однообразными». В 1960-е годы возникали перебои не только с товарами широкого потребления, но даже с продуктами, что уж говорить о предметах интерьера. Чтобы украсить жильё и придать ему индивидуальные черты, люди прибегали к услуге изготовления мебели на заказ, мужчины мастерили, женщины вышивали. Умудрялись наладить быт даже в общежитиях, где зачастую можно было увидеть ковры и телевизор, посмотреть который, как в кинотеатр, приходили соседи.

Конечно, не хватало товаров импортных и модных. Например, книг – особенно престижных серий, которые надо было «доставать», как и хрусталь, ковры, фарфор. Многие, переезжая на Север, обязательно перевозили книги, зачастую в ущерб необходимым бытовым вещам.

Всё же, несмотря на сложившуюся систему дефицита и скудость товарного ассортимента, северяне могли себе позволить купить достаточно дорогостоящие вещи, но их надо было везти из столичных городов, других областей страны, даже из соседних союзных республик, например, из Прибалтики. В середине 1970-х годов начался бум на «стенки» (гэдээровские, чешские, румынские) и импортные мебельные гарнитуры. Люди копили деньги, записывались в очередь и долго ждали, чтобы их приобрести. Цена была довольно внушительной, доходила до 1000 рублей при средней зарплате инженера в 180–200 рублей.

Олеся СУЛЕЙМАНОВА,

младший научный сотрудник ЦГП КНЦ РАН


 
 
 
Автор блога
Рекомендовано для чтения
Поиск по тэгам
Следите за "Прямым эфиром"
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Газета "Кировский рабочий" 1930-2016

bottom of page