top of page
Поиск

Чтобы помнили...

  • Памятный день
  • 26 окт. 2016 г.
  • 4 мин. чтения

30 октября в 26-й раз в России отметят День памяти жертв политических репрессий.

История даты

30 октября 1974 года совместную голодовку провели узники мордовских и пермских лагерей. Её они объявили в знак протеста против проводимых репрессий и унизительного бесчеловечного обращения с политзаключенными в тюрьмах и лагерях. Впоследствии такие же голодовки проходили ежегодно 30 октября, а начиная с 1987 года, в городах стали проводить и демонстрации.


За годы советской власти сотни тысяч людей были подвергнуты жестоким расправам, казнены, сосланы в лагеря, ссылки, специальные поселения. Пострадали также близкие и родственники репрессированных. 5 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». В наше Заполярье, конкретно в Хибиногорск (Кировск) с 1930 года сослали огромное количество раскулаченных (спецпереселенцев). Это была практически бесплатная рабочая сила для освоения апатитового месторождения в Хибинах, привезённая в телячьих вагонах и брошенная в снег. 14 марта 1930 года прибыл первый эшелон из 918 человек. В 1930-1932 гг. (это реальные цифры) в Хибиногорске (Кировске) проживали 25373 человека, включая детей. Все они прошли через палатки, шалманы, землянки. Сегодня о тех днях вспоминают люди, пережившие в детском возрасте все ужасы того самого прошлого.

Родились с клеймом

В материалах архивного фонда (Книге памяти) значится: Коробейников Семён Максимович, 1895 года рождения, его жена Коробейникова Агафья Егоровна, 1895 года рождения, уроженцы деревни Закурья Мишкинского района Курганской области. Их хозяйство было не такое уж большое: 2 лошади, корова, десяток овец. Но тем не менее в 1931 году они как кулацкая семья были лишены избирательных прав и высланы в Хибиногорск (Кировск) Мурманского округа вместе с детьми: Пётром, 1922 года рождения, Николаем Семёновичем, 1925 года рождения и Галиной Семёновной, 1928 года рождения. Поселили семью в палатку в спецпосёлке Кукисвумчорр. В 1934 году умерла Агафья Егоровна. Отец женился на вольнонаёмной Лопатиной Пелагее Павловне,1900 г.р., крестьянке из с. Елизаветполька Челябинской области.

Когда началась война Пелагею Павловну с приёмными дочерью и средним сыном эвакуировали в Архангельск. Меня, младшего сына эвакуировали в Удмуртию вместе с детским садом. Там я закончил два класса.


Как распорядилась судьба с моими братьями и сестрой? Старший брат Пётр учился перед войной в Мурманском мореходном училище. И там же был освобождён от спецпоселения. В 1941 году его призвали в армию так мгновенно, что ни отец, ни мачеха не успели даже к поезду. Увозили солдат на юго-запад страны. Погиб брат в 1944 году в ходе длительного противостояния против фашистов в печально известной пограничной Волынской области в деревне Седлище. Голое место, леса заняты немцами. Могила брата находится в районном центре. Похоронка шла целый год, через Мурманск. Семья уже готовилась к выселению («без вести пропавший сын»). Сейчас наша фамилия высечена на памятном знаке в Кировске.

Средний брат Николай, находясь в эвакуации, в Архангельске закончил курсы снайперов. Был призван в армию в 1943 году. В ходе военных действий в 1944 году попал «в мясорубку» на берегу Рижского залива. Пришлось ему командовать взводом, стрелять из противотанкового ружья. В ходе войны, в 1943 году был сильно ранен, не подавал признаков жизни, поэтому похоронная команда бросила тело на повозку. Как потом выяснилось, осколком мины ему порвало лобную кость справа, но Николай выжил. Вернулся домой двадцатилетним, поступил в Кировский горно-химический техникум, учился вместе с будущими геологами Александром Мурзиным и Михаилом Топорковым. После окончания техникума работал в Щиграх геологом, женился, переехал на Украину, где в западных областях работал главным геологом. Обстановка на Украине сложилась так, что он с семьёй уехал жить в Германию. В 2015 году на 90-ом году жизни с ним случился инсульт, и он умер.


Сестра Галина, находясь в эвакуации в Архангельске, уехала на родину, в Курганскую область, но так как у неё не было справки об освобождении из спецпоселения она вынуждена была вернуться в Кукисвумчорр. Устроилась в 1945 на работу в Ботанический сад Кольской базы АН.


Я, Леонид Семёнович Коробейников родился в июле 1935 года. В 1944-м году я вернулся из эвакуации. Поступил в школу № 4, где закончил 7 классов, затем перешёл в школу № 1 в Кировск. В пионерах не был и в комсомол не приняли: было клеймо «спецпереселенец». В 1952 году поступил в МГУ, закончил его по специальности «Ядерная физика». На работу распределился в Сибирское отделение Академии наук. По семейным обстоятельствам вернулся в Апатиты в 1968 году и продолжил работу в институте химии КНЦ РАН по специальности до ухода на пенсию.


Так сложилась судьба моя и моих родственников.

Леонид Семёнович Коробейников.

Время уходит, по память о том, что пережили мои родители, остаётся навсегда.

Мой папа Василий Александрович Витоль 1905 года рождения, его братья: Александр и Николай, сёстры Мария и Елена, мама Нина Васильевна были раскулачены и высланы в 1930 году из деревни Михеевка Новорежского района Псковской области в Хибиногорск. Семья имела дом – пятистенку, 2 лошади, конюшню и хлев для скота, сенокосилку. В доме было трюмо, кровать, стулья. Вот это небольшое хозяйство для большой семьи и попало под нож раскулачивания.

Поселили семью сначала в шалман. А потом, когда стали строить бараки, нашей семье дали комнатку в 2-х этажном бараке, на 18-м километре.


Отец работал в связи, на почте, линейным техником, а мама – кухонной рабочей в воинской части. Братья отца, мои дяди трудились на предприятиях комбината. Как врагов народа их не призывали в армию. Старшая сестра, которая осталась на родине, приехала и забрала туда младших несовершеннолетних.


В годы войны маму, меня и сестру эвакуировали в Архангельскую область, там было очень голодно и в 1942 мы вернулись в Кировск. Родители прожили в таких условия долго: папа умер в 1952 году, ему было 47 лет, а мама умерла в 1975 году.

С 1946 года всех восстановили в правах, и мои дяди могли свободно передвигаться. Николай уехал в Мончегорск и продолжил там работать, Александр работал в управлении комбината, позже переехал в Белоруссию.


Я родилась в 1940 году, в семь лет пошла в 6-ю школу, окончила 10 классов. В школе почти полкласса были детьми спецпереселенцев. После работала в РМЦ АО «Апатит». С 1967 года, когда получили в Апатитах квартиру, по переводу стала работать в электроцехе КНЦ РАН. Специальность осваивала сама.

Раиса Васильевна Витоль

Наша семья. Е.А. Витоль – сестра отца, я – Раиса Витоль,

отец – В.А. Витоль В.А., мои дяди: А.А. Витоль и Н.А. Витоль Н.А.

В верхнем ряду моя мама Н.В. Витоль.

Члены Хибинского Общества «Мемориал» напоминают апатитчанам и особо тем, кто относится к реабилитированным: приходите к нам (Апатиты, ул. Дзержинского, 3) по средам в 17.00, приносите воспоминания о своих семьях.

Это важно для истории наших городов, для ваших детей и внуков.


 
 
 
Автор блога
Рекомендовано для чтения
Поиск по тэгам
Следите за "Прямым эфиром"
  • Facebook Basic Black
  • Twitter Basic Black
  • Google+ Basic Black

Газета "Кировский рабочий" 1930-2016

bottom of page