Вернулся с фронта спустя 74 года
- Вера Королёва
- 8 дек. 2016 г.
- 3 мин. чтения
Кировск. Иосиф Фёдорович Перлик погиб в бою, защищая родную страну на Карельском фронте в годы Великой Отечественной. На прошлой неделе на 13-м км собрались его родственники, чтобы перезахоронить лишь в этом году обнаруженные останки бойца.

Помог смертный медальон
Иосиф родился в 1920 году. Десять лет спустя его родителей вместе с двенадцатью детьми осудили на ссылку в Мурманскую область из Ростовской. Потомки до сих пор бережно хранят медаль «Мать-героиня», когда-то вручённую маме Иосифа Марии Евдокимовне.
Когда грянула война, 21-летний Иосиф Перлик был призван Мончегорским военкоматом и отправлен на Карельский фронт. Выжившие в тех боях ветераны рассказывали, каких нечеловеческих усилий стоило перемещение войск по лесам и болотам, когда даже кони падали от изнеможения, и людям приходилось на себе тащить орудия через топи. Едва заняв позицию, практически без отдыха, они отражали всё новые атаки врага. В этом аду оказался и младший сержант Перлик. Он погиб 15 сентября 1942 года. Ему было всего 22 года.

Сейчас никто не может рассказать, каким он был – весёлым или задумчивым, общительным или замкнутым. Никто никогда уже не узнает, о чём думал и мечтал он в свой последний день жизни перед боем. Может быть, о родных, о девушке, а может, просто честно исполнял воинский долг, не отвлекаясь на лирику. Нынешним летом его останки обнаружил поисковый отряд из Карелии. Опознать их удалось по восстановленному смертному медальону и так называемому памятному листку, запаянному в пустую гильзу. Это стало большой удачей и для поисковиков, и для потомков погибшего солдата. Ведь бойцы надевали такие медальоны далеко не всегда: существовало поверье, что они притягивают смерть.
Маленький, словно детский, гроб с останками опускали в землю с воинскими почестями под троекратный ружейный залп. Символично, что произошло это буквально накануне Дня Неизвестного солдата. Сколько ещё тех, чьи неопознанные кости одиноко белеют по местам боёв. Внучатый племянник Иосифа Олег Перлик рассказал, что у ребят-поисковиков из Карелии хранятся останки ещё 68 советских солдат, личности которых до сих пор не установлены. И вспоминается известное изречение генералиссимуса Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний павший солдат».
Навечно в памяти
Обычно поисковые отряды не обращают внимания на разбросанные гильзы – их слишком много, но почему-то именно эта привлекла внимание и оказалась смертной капсулой. На крохотном листочке были указаны данные бойца – фамилия, имя, отчество, когда и откуда призван. Этого хватило, чтобы разыскать родственников погибшего. С войны вернулись и создали семьи четыре брата Иосифа, их дети и внуки сейчас живут в Кировске, Апатитах, Мончегорске, Кандалакше, Сегеже. И все приехали, чтобы торжественно перезахоронить останки родного человека.
– Мы очень обрадовались, когда нам сообщили о том, что нашли Иосифа, – говорит Руфина Перлик. Её свёкор был братом погибшего воина. – Его родным ведь просто сообщили, что он погиб на фронте, а похоронен ли и где – никто не знал.
Информацию о найденном солдате поисковики выложили в Интернет, одновременно созваниваясь с военкоматами и муниципальными властями Мончегорска и Кировска, найдя таким образом Олега Перлика. Интересно, что параллельно информацию увидел апатитчанин Владимир Паранчук. Его бабушка была родной сестрой Иосифа Фёдоровича, и он также связался с поисковым отрядом, выезжал на место находки в двух километрах северо-западнее станции Ванозеро, в ста метрах от дороги на станцию Масельгская.
– Мы искренне благодарны ребятам за их очень важный и нужный труд. Они идентифицировали останки нашего предка, организовали отпевание в церкви, нашли нас и дали возможность достойно похоронить его, – говорит внучатый племянник Иосифа Фёдоровича Олег Перлик.
Почтить память бойца пришли представители военкомата, совета ветеранов, городских властей Кировска, мэр Мончегорска.
Помните конец сказки Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише? «Плывут пароходы – привет Мальчишу!»… Вот и во время перезахоронения где-то прозвенел автомобильный сигнал, протяжно прогудел идущий на рудник электровоз, звонко просвистела прилетевшая шустрая синица. И подумалось: «Хорошо, что солдата к месту последнего упокоения провожают звуки мирной жизни». Он был очень молод, не успел ни создать семью, ни родить детей. Но теперь память о нём останется навечно в сердцах родных ему людей.